Информация родителям

Программа Школа любящих родителей 2016-2017 учебный год


Программа работы с детьми и родителями  (скачать)

модель «Школа любящих родителей»

срок реализации: 3 года


Остаться вместе – это развитие,

Работать вместе – это успех»

Г. Форд

 

Есть такой  афоризм: «В  работе с детьми – самое трудное – работа со взрослыми». На наш взгляд, сегодня эта мысль актуальна как никогда, потому что современное состояние семьи в России можно охарактеризовать как кризисное. Происходит девальвация смысла семейной жизни, ее ориентации на воспитание детей. В Сатинской школе почти 60% дети из приёмных семей и им необходима любовь и внимание родителей, но родители вынуждены основное время уделять решению материально- бытовых проблем в ущерб вопросам культурного, интеллектуального, духовного развития и воспитания детей. Наша цель привлечь родителей к сотрудничеству и соучастию в процессе воспитания будущего любящего семьянина. Социализация подрастающего поколения все в большей степени происходит вне семьи и дома в условиях социальной стихии, в неформальных группах сверстников.

В то же время многие родители считали и считают, что главная их задача – обеспечить содержание ребенка в семье, создать ему условия жизнедеятельности, а его воспитание – дело школы и других учебно-воспитательных учреждений.  Следовательно, с целью более  эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса необходимо установить активное сотрудничество   с родителями.

Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Именно здесь он рождается, здесь получает зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые элементарные навыки во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Таким образом, родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.

Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, либо не успешность всего учебно-воспитательного процесса.

Кроме того, в последнее время очень изменилось отношение родителей к школе. Появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же, впитывают и дети. Следовательно, в сложных современных  условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в её реализации. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга.

Мы решили реализовать программу работы с родителями «Школа любящих родителей». Программу, которая объединит и семью, и школу, научит родителей более эффективно общаться со своими детьми, строить внутрисемейные отношения.

В содержании  работы с родителями мы определили  следующие функции:

- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса (открытые уроки, внеклассные мероприятия, шефская помощь, участие в управляющем совете школы);

- педагогическое просвещение родителей (классные тематические часы общения для родителей, семейные посиделки «советы от успешных родителей», лектории, беседы на родительских собраниях «Секреты семейного благополучия, индивидуальные консультации социального педагога, учителей-предметников);

- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (семейные праздники, конкурсы, участие родителей во всех формах внеурочной деятельности);

-организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей (посещение семей, письма для родителей). 

Это определило следующие цели совместной работы с семьями:

·        Объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действие в формировании единого воспитательного процесса «Семья-школа» и непросто школа, а школа любящих родителей.

·       Подготовить родительский коллектив с большей самостоятельности гибкости в общении с педагогами в среднем и старшем звене.

·     Объединить родителей и детей в совместной творческой работе.

   Укреплять партнерские отношения между родителями, детьми и классным руководителем.

·        Повысить педагогическую культуру родителей.

 

Цели конкретизированы в задачи:

 

1.     Просветительская- научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми; познакомить с основными правилами общения, приёмами воспитания и взаимодействия с детьми, с перспективами воспитания будущей дружной и крепкой семьи.

2.     Консультативная- совместный поиск методов эффективного сотрудничества с ребёнком в процессе приобретения им семейных и учебных навыков, формировать у родителей культуру любви к детям.

3.     Коммуникативная- обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей; максимальное сближение интересов родителей и детей по формированию развития личности.

 

Сроки и этапы реализации Программы:

Программа ориентирована на 2016-2019 годы.

·        1 этап реализации Программы- ориентировочный (2016-2017гг.) Определение потребностей родителей с помощью собеседования и анкетирования.

 Организационный: разработка перспективного плана работы «Школы любящих родителей», утверждение графика проведения встреч и мероприятий. На данном этапе составляются конспекты мероприятий, подбирается стимульный материал, будет производиться объединение семей  и создание условий для участия семей; приобретение навыков позитивного взаимодействия с ребёнком; изменение родительских стереотипов в вопросах воспитания детей; уменьшение факторов риска, приводящих к нарушению гармонизации отношений в семье между ребёнком и родителями.

·        2 этап- основной (2017-2018гг.)

На данном этапе будет производиться педагогическое и психологическое просвещение родителей совместная работа по осознанию роли позитивного мироощущения  для счастливой жизни взрослых и детей. 
·        3 этап- обобщающий (2018--2019гг.)

Подведение итогов совместной деятельности. Способствовать развитию умений участников встречи видеть положительные стороны своей жизни и ценить каждый прожитый миг.
Воспитывать позитивное отношение к себе, к окружающим людям и окружающему миру любить своих детей и беречь свою семью. 

Ожидаемые результаты:

Возникает вопрос: Что может дать данная программа школе, родителям и детям?

·        Школа-  свою деятельность построит на позитивном сотрудничестве с семьями. Пересмотреть методы работы и помочь выявить способности ребенка, осуществлять более тесную связь с семьей. Педагоги учатся формировать у детей желание быть добропорядочными родителями, создавать свою счастливую семью.

·    Родителям- включиться в жизнь своего ребенка и стать активным участником в жизни школы. Технология этой программы поможет мамам и папам подкорректировать свою родительскую позицию, изменить минусы на плюсы в организации родительского труда, создать в доме добрую атмосферу.

·        Детям- дать почувствовать их ценность, неповторимость, значимость и вселять уверенность, что их ценят, очень любят, заботятся о них. Плохой родитель поучает ребенка, хороший – учится совместно  с ребёнком.

Родительское образование – это - гарантированное право ребенка на семью, любовь и заботу родителей.

Сформулированные цели и задачи обусловили перспективный план работы с родителями.

 

Основные формы работы с родителями:

1.      Анкетирование, опрос, тестирование.

2.      Родительские собрания- 1- раз в четверть.

3.      Индивидуальные беседы - по необходимости.

4.      Консультации для родителей (индивидуальные и по группам)- 1 раз в месяц.

5.      Родительские часы общения по микрогруппам родителей.

6.      Вечера вопросов и ответов.

7.      Классные тематические конференции для родителей.

8.      Дни творчества для детей и родителей.

9. Дни открытых дверей.

10. Совместные дела с родителями и детьми класса- 1- раз в месяц:

-  Привлечение родителей к проведению праздников;

- Привлечение родителей к оформлению кабинетов и к изготовлению костюмов;

-  Привлечение родителей к организации кружковой работы и досуга учащихся (экскурсии, посещение культурно-досуговых центров  района,);

-  Привлечение родителей к выпуску стенгазет, фотовыставок;

- Привлечение родителей к организации художественной самодеятельности;

-  Привлечение родителей к спортивно-оздоровительной деятельности учащихся.

- Поощрение родителей за сотрудничество- по итогам года.

Для достижения эффективности работы с родителями используем  форму- работу родителей по микрогруппам.

 В работе «Школы любящих родителей»  используются следующие методы: игра – позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию; совместная деятельность родителей и детей – помогает вскрыть особенности поведения родителя и ребёнка в процессе взаимодействия; обсуждение и разыгрывание ситуаций - помогает найти оптимальный способ взаимодействия; анализ поступков детей и родителей – помогает вскрыть причины возникновения конфликта; анализ ситуаций - помогает научить родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребёнка в совершении тех или иных действий, корректировать поведение своё и ребёнка; дискуссия – способствует повышению психолого – педагогической грамотности родителей, помогает выявить индивидуальные и стереотипные формы взаимодействия с ребёнком.

В работе программы планируется использовать технологии родительского образования взрослых и детей • Уроки семейной любви  • Родительские чтения  • «Уроки семейной любви» • «Все начинается с любви» • «Письма к любящим родителям» • «Мои родительские уроки» • «Сборник ситуаций для родителей».

 Тематический план реализации проекта

1 год обучения


п/п

Наименование мероприятий

Сроки
выполнения

Ответственные
за выполнение

1.

Анкетирование учащихся “Шкала привязанности ребёнка к членам своей семьи”

сентябрь

Соц. педагог

2.

Анкетирование родителей “Ваш стиль семейного воспитания”

сентябрь

кл. руководители

 

День открытых дверей для родителей. Родительские чтения — форма родительского образования, направленная на самовоспитание мам и пап, на развитие семейных отношений.

1 раз в четверть

кл. руководители

учителя

3

Индивидуальные консультаци

“Думайте сами, решайте сами” (Проблемы взаимоотношений в семье).

Ситуации и психологические задачи для родительского образования взрослых и детей. Работа с ситуациями — метод самокорректировки родительской позиции, способ формирования общественного мнения «что такое «хорошо» и «что такое «плохо» в жизни человека, семьи, общества.

в течении года

кл. руководитель

соц. педагог

4

Фотовыставка “Моя семья”

сентябрь

зам. директора по воспитательной работе

5.

Организационно-деятельная игра “Проект семьи ХХI века” (для учащихся и родителей)

октябрь

кл. руководители

6.

Выпуск памятки для родителей “Девять аксиом любящих родителей”

Заповеди, правила, кодексы — технология разработки «писанных» и «неписанных» правил, последующая работа с ними; процесс согласования ценностных смыслов в коллективе детей и родителей.

октябрь

кл. руководители

7.

Конкурс сочинений “Письмо к матери”. •  Письма (к любимым, к детям, к себе и др.) — технология отлаживания отношений, форма самоанализа и самопрограммирования, своеобразный тренинг сердца на доброту и милосердие, способ узнать друг друга.

ноябрь

кл. руководители

8.

Родительское собрание “Давайте жить дружно” (способы решения детско-родительских конфликтов)

декабрь

Соц. педагог

9.

Семейный конкурс лепим снежную фигуру. У меня секретов нет, помогали бабушка и дед. “Всей семьёй у новогодней ёлки…”

декабрь

Педагог организатор

10.

Родительский тренинг

 “Законы жизни семьи. Законы жизни класса”.

февраль

кл. руководители

11.

Праздник “Всей семьёй на проводы русской зимы”

март

кл. руководители

12.

Фотовыставка “Когда все вместе”

апрель

Педагог организатор

13.

Занятие для родителей с элементами тренинга “Тепло семейной любви”

апрель

Соц педагог

14.

Поход в лес вместе с родителями.

май

кл. руководители и педагог организатор

2 год обучения


п/п

Наименование
мероприятий

Сроки
выполнения

Ответственные
за выполнение

1

Анкетирование учащихся и родителей “Рисунок семьи”

сентябрь

Соц. педагог

2.

День открытых дверей для родителей

ежемесячно

кл. руководители

учителя

3.

Индивидуальные консультации

в течении года

кл. руководители

соц. педагог

4.

Родительское собрание совместно с детьми “Критерий счастливой семьи”

сентябрь

кл. руководители

5.

Выставка “Колыбельная песня моего детства”

сентябрь

кл. руководители

6.

Родительский лекторий “Во что играют наши дети”

октябрь

кл. руководители

7.

Родительское собрание “Как построить мир в семье?”

октябрь

Соц. педагог

8.

Концерт ко дню пожилых людей (родители и учащиеся) «Бабушка рядышком с дедушкой» секреты семейного счастья от старейших семейных пар

октябрь

Педагог организатор,

кл. руководители

9.

Родительский лекторий “Слова, которые мы произносим”

ноябрь

преподаватель русского языка

10.

Выставка декоративных изделий “Подарок  своими руками” (выставка изделий, выполненных руками детей и родителей)

декабрь

кл. руководители

11.

Спортивный конкурс “Папа, мама и я – спортивная семья”

январь

кл. руководители

12.

Круглый стол для родителей “Отцы и дети”

февраль

кл. руководители

13.

Семейная интеллектуально-конкурсная программа “Наша умная семья”

март

кл. руководители

педагог организатор

14.

Лыжная прогулка в зимний лес совместно с родителями

март

кл. руководитель

15.

Фотовыставка “Моя семья лучше всех”

апрель

социальный педагог, психолог

16.

Родительский тренинг “Безусловная любовь”

май

кл. руководитель

17.

Семейный праздник “Семь Я”

май

кл. руководители

 

 

 

3 год  обучения

 

 

 

1.

Семейный вечер “Когда все вместе”

сентябрь

кл. руководители

2.

Родительский урок по распространению положительного семейного опыта “Наши семейные воспитатели: ритуалы и традиции”

октябрь

администрация школы

3.

Выпуск информационного листа “Безусловное принятие своего ребёнка”

ноябрь

кл. руководители

4.

Круглый стол “Секреты семейной профилактики”

декабрь

кл. руководители,

социальный педагог

5.

Выпуск памяток для родителей “Успехи семейного воспитания”

декабрь

кл. руководители

6.

Поход в лес совместно с родителями и детьми.

январь

кл. руководители

7.

Урок семейной любви: «Родительский дом – начало начал»

январь

администрация школы

кл. руководители

8.

 «Отец в судьбе ребенка»

февраль

кл. руководители

9.

«Загляни в мамины глаза»

 «Мама в судьбе ребенка»

март

кл. руководители, педагог организатор

10

«Ребенок – это праздник, который пока со мной»

апрель

кл. руководители,

социальный педагог

11

«Какие мы родители?»

май

кл. руководители

12

«Любовь в нашем доме»

май

кл. руководители

 

 

Заключение

Вывод: зачастую то, что значимо для взрослых в воспитании их детей, совершенно не значимо для самого ребёнка. Всё это приводит к тому, что взрослые и дети никак не могут понять друг друга, и это сказывается на их взаимоотношениях и реальных результатах семейного воспитания. Одна из главных проблем, которая поднимается детьми, - это проблема взаимопонимания. И детям, и взрослым необходимо, чтобы их не только слушали, но и слышали, не только принимали, но и поддерживали и помогали.

Назад