Информация родителям
Программа Школа любящих родителей 2016-2017 учебный год
Программа работы с детьми и родителями (скачать)
модель «Школа любящих родителей»
срок реализации: 3 года
Остаться вместе – это развитие,
Работать вместе – это успех»
Г. Форд
Есть такой афоризм: «В работе с детьми – самое трудное – работа со взрослыми». На наш взгляд, сегодня эта мысль актуальна как никогда, потому что современное состояние семьи в России можно охарактеризовать как кризисное. Происходит девальвация смысла семейной жизни, ее ориентации на воспитание детей. В Сатинской школе почти 60% дети из приёмных семей и им необходима любовь и внимание родителей, но родители вынуждены основное время уделять решению материально- бытовых проблем в ущерб вопросам культурного, интеллектуального, духовного развития и воспитания детей. Наша цель привлечь родителей к сотрудничеству и соучастию в процессе воспитания будущего любящего семьянина. Социализация подрастающего поколения все в большей степени происходит вне семьи и дома в условиях социальной стихии, в неформальных группах сверстников.
В то же время многие родители считали и считают, что главная их задача – обеспечить содержание ребенка в семье, создать ему условия жизнедеятельности, а его воспитание – дело школы и других учебно-воспитательных учреждений. Следовательно, с целью более эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса необходимо установить активное сотрудничество с родителями.
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение. Именно семья по праву считается главным фактором и условием развития и воспитания ребёнка. Именно здесь он рождается, здесь получает зачатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые элементарные навыки во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки добра, истины, красоты. Таким образом, родители являются первыми и основными учителями ребёнка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем.
Семья вместе со школой создаёт тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды, который определяет успешность, либо не успешность всего учебно-воспитательного процесса.
Кроме того, в последнее время очень изменилось отношение родителей к школе. Появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же, впитывают и дети. Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы.
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к обучению и воспитанию детей, и участвуют в её реализации. Позиция классного руководителя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного и школьного воспитания, взаимодополнять друг друга.
Мы решили реализовать программу работы с родителями «Школа любящих родителей». Программу, которая объединит и семью, и школу, научит родителей более эффективно общаться со своими детьми, строить внутрисемейные отношения.
В содержании работы с родителями мы определили следующие функции:
- ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса (открытые уроки, внеклассные мероприятия, шефская помощь, участие в управляющем совете школы);
- педагогическое просвещение родителей (классные тематические часы общения для родителей, семейные посиделки «советы от успешных родителей», лектории, беседы на родительских собраниях «Секреты семейного благополучия, индивидуальные консультации социального педагога, учителей-предметников);
- вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (семейные праздники, конкурсы, участие родителей во всех формах внеурочной деятельности);
-организация работы с родительским активом и взаимодействие с общественными организациями родителей (посещение семей, письма для родителей).
Это определило следующие цели совместной работы с семьями:
· Объединить усилия семьи и школы, скоординировать их действие в формировании единого воспитательного процесса «Семья-школа» и непросто школа, а школа любящих родителей.
· Подготовить родительский коллектив с большей самостоятельности гибкости в общении с педагогами в среднем и старшем звене.
· Объединить родителей и детей в совместной творческой работе.
Укреплять партнерские отношения между родителями, детьми и классным руководителем.
· Повысить педагогическую культуру родителей.
Цели конкретизированы в задачи:
1. Просветительская- научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми; познакомить с основными правилами общения, приёмами воспитания и взаимодействия с детьми, с перспективами воспитания будущей дружной и крепкой семьи.
2. Консультативная- совместный поиск методов эффективного сотрудничества с ребёнком в процессе приобретения им семейных и учебных навыков, формировать у родителей культуру любви к детям.
3. Коммуникативная- обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребёнка и родителей; максимальное сближение интересов родителей и детей по формированию развития личности.
Сроки и этапы реализации Программы:
Программа ориентирована на 2016-2019 годы.
· 1 этап реализации Программы- ориентировочный (2016-2017гг.) Определение потребностей родителей с помощью собеседования и анкетирования.
Организационный: разработка перспективного плана работы «Школы любящих родителей», утверждение графика проведения встреч и мероприятий. На данном этапе составляются конспекты мероприятий, подбирается стимульный материал, будет производиться объединение семей и создание условий для участия семей; приобретение навыков позитивного взаимодействия с ребёнком; изменение родительских стереотипов в вопросах воспитания детей; уменьшение факторов риска, приводящих к нарушению гармонизации отношений в семье между ребёнком и родителями.
· 2 этап- основной (2017-2018гг.)
На данном этапе будет производиться педагогическое и психологическое просвещение родителей совместная работа по осознанию роли позитивного мироощущения для счастливой жизни взрослых и детей.
· 3 этап- обобщающий (2018--2019гг.)
Подведение итогов совместной деятельности. Способствовать развитию умений участников встречи видеть положительные стороны своей жизни и ценить каждый прожитый миг.
Воспитывать позитивное отношение к себе, к окружающим людям и окружающему миру любить своих детей и беречь свою семью.
Ожидаемые результаты:
Возникает вопрос: Что может дать данная программа школе, родителям и детям?
· Школа- свою деятельность построит на позитивном сотрудничестве с семьями. Пересмотреть методы работы и помочь выявить способности ребенка, осуществлять более тесную связь с семьей. Педагоги учатся формировать у детей желание быть добропорядочными родителями, создавать свою счастливую семью.
· Родителям- включиться в жизнь своего ребенка и стать активным участником в жизни школы. Технология этой программы поможет мамам и папам подкорректировать свою родительскую позицию, изменить минусы на плюсы в организации родительского труда, создать в доме добрую атмосферу.
· Детям- дать почувствовать их ценность, неповторимость, значимость и вселять уверенность, что их ценят, очень любят, заботятся о них. Плохой родитель поучает ребенка, хороший – учится совместно с ребёнком.
Родительское образование – это - гарантированное право ребенка на семью, любовь и заботу родителей.
Сформулированные цели и задачи обусловили перспективный план работы с родителями.
Основные формы работы с родителями:
1. Анкетирование, опрос, тестирование.
2. Родительские собрания- 1- раз в четверть.
3. Индивидуальные беседы - по необходимости.
4. Консультации для родителей (индивидуальные и по группам)- 1 раз в месяц.
5. Родительские часы общения по микрогруппам родителей.
6. Вечера вопросов и ответов.
7. Классные тематические конференции для родителей.
8. Дни творчества для детей и родителей.
9. Дни открытых дверей.
10. Совместные дела с родителями и детьми класса- 1- раз в месяц:
- Привлечение родителей к проведению праздников;
- Привлечение родителей к оформлению кабинетов и к изготовлению костюмов;
- Привлечение родителей к организации кружковой работы и досуга учащихся (экскурсии, посещение культурно-досуговых центров района,);
- Привлечение родителей к выпуску стенгазет, фотовыставок;
- Привлечение родителей к организации художественной самодеятельности;
- Привлечение родителей к спортивно-оздоровительной деятельности учащихся.
- Поощрение родителей за сотрудничество- по итогам года.
Для достижения эффективности работы с родителями используем форму- работу родителей по микрогруппам.
В работе «Школы любящих родителей» используются следующие методы: игра – позволяет смоделировать и проконтролировать ситуацию; совместная деятельность родителей и детей – помогает вскрыть особенности поведения родителя и ребёнка в процессе взаимодействия; обсуждение и разыгрывание ситуаций - помогает найти оптимальный способ взаимодействия; анализ поступков детей и родителей – помогает вскрыть причины возникновения конфликта; анализ ситуаций - помогает научить родителей принимать проблему, понимать мотивацию ребёнка в совершении тех или иных действий, корректировать поведение своё и ребёнка; дискуссия – способствует повышению психолого – педагогической грамотности родителей, помогает выявить индивидуальные и стереотипные формы взаимодействия с ребёнком.
В работе программы планируется использовать технологии родительского образования взрослых и детей • Уроки семейной любви • Родительские чтения • «Уроки семейной любви» • «Все начинается с любви» • «Письма к любящим родителям» • «Мои родительские уроки» • «Сборник ситуаций для родителей».
Тематический план реализации проекта
1 год обучения
№ |
Наименование мероприятий |
Сроки |
Ответственные |
1. |
Анкетирование учащихся “Шкала привязанности ребёнка к членам своей семьи” |
сентябрь |
Соц. педагог |
2. |
Анкетирование родителей “Ваш стиль семейного воспитания” |
сентябрь |
кл. руководители |
|
День открытых дверей для родителей. Родительские чтения — форма родительского образования, направленная на самовоспитание мам и пап, на развитие семейных отношений. |
1 раз в четверть |
кл. руководители учителя |
3 |
Индивидуальные консультаци “Думайте сами, решайте сами” (Проблемы взаимоотношений в семье). Ситуации и психологические задачи для родительского образования взрослых и детей. Работа с ситуациями — метод самокорректировки родительской позиции, способ формирования общественного мнения «что такое «хорошо» и «что такое «плохо» в жизни человека, семьи, общества. |
в течении года |
кл. руководитель соц. педагог |
4 |
Фотовыставка “Моя семья” |
сентябрь |
зам. директора по воспитательной работе |
5. |
Организационно-деятельная игра “Проект семьи ХХI века” (для учащихся и родителей) |
октябрь |
кл. руководители |
6. |
Выпуск памятки для родителей “Девять аксиом любящих родителей” Заповеди, правила, кодексы — технология разработки «писанных» и «неписанных» правил, последующая работа с ними; процесс согласования ценностных смыслов в коллективе детей и родителей. |
октябрь |
кл. руководители |
7. |
Конкурс сочинений “Письмо к матери”. • Письма (к любимым, к детям, к себе и др.) — технология отлаживания отношений, форма самоанализа и самопрограммирования, своеобразный тренинг сердца на доброту и милосердие, способ узнать друг друга. |
ноябрь |
кл. руководители |
8. |
Родительское собрание “Давайте жить дружно” (способы решения детско-родительских конфликтов) |
декабрь |
Соц. педагог |
9. |
Семейный конкурс лепим снежную фигуру. У меня секретов нет, помогали бабушка и дед. “Всей семьёй у новогодней ёлки…” |
декабрь |
Педагог организатор |
10. |
Родительский тренинг “Законы жизни семьи. Законы жизни класса”. |
февраль |
кл. руководители |
11. |
Праздник “Всей семьёй на проводы русской зимы” |
март |
кл. руководители |
12. |
Фотовыставка “Когда все вместе” |
апрель |
Педагог организатор |
13. |
Занятие для родителей с элементами тренинга “Тепло семейной любви” |
апрель |
Соц педагог |
14. |
Поход в лес вместе с родителями. |
май |
кл. руководители и педагог организатор |
2 год обучения
№ |
Наименование |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Анкетирование учащихся и родителей “Рисунок семьи” |
сентябрь |
Соц. педагог |
2. |
День открытых дверей для родителей |
ежемесячно |
кл. руководители учителя |
3. |
Индивидуальные консультации |
в течении года |
кл. руководители соц. педагог |
4. |
Родительское собрание совместно с детьми “Критерий счастливой семьи” |
сентябрь |
кл. руководители |
5. |
Выставка “Колыбельная песня моего детства” |
сентябрь |
кл. руководители |
6. |
Родительский лекторий “Во что играют наши дети” |
октябрь |
кл. руководители |
7. |
Родительское собрание “Как построить мир в семье?” |
октябрь |
Соц. педагог |
8. |
Концерт ко дню пожилых людей (родители и учащиеся) «Бабушка рядышком с дедушкой» секреты семейного счастья от старейших семейных пар |
октябрь |
Педагог организатор, кл. руководители |
9. |
Родительский лекторий “Слова, которые мы произносим” |
ноябрь |
преподаватель русского языка |
10. |
Выставка декоративных изделий “Подарок своими руками” (выставка изделий, выполненных руками детей и родителей) |
декабрь |
кл. руководители |
11. |
Спортивный конкурс “Папа, мама и я – спортивная семья” |
январь |
кл. руководители |
12. |
Круглый стол для родителей “Отцы и дети” |
февраль |
кл. руководители |
13. |
Семейная интеллектуально-конкурсная программа “Наша умная семья” |
март |
кл. руководители педагог организатор |
14. |
Лыжная прогулка в зимний лес совместно с родителями |
март |
кл. руководитель |
15. |
Фотовыставка “Моя семья лучше всех” |
апрель |
социальный педагог, психолог |
16. |
Родительский тренинг “Безусловная любовь” |
май |
кл. руководитель |
17. |
Семейный праздник “Семь Я” |
май |
кл. руководители |
|
3 год обучения |
|
|
1. |
Семейный вечер “Когда все вместе” |
сентябрь |
кл. руководители |
2. |
Родительский урок по распространению положительного семейного опыта “Наши семейные воспитатели: ритуалы и традиции” |
октябрь |
администрация школы |
3. |
Выпуск информационного листа “Безусловное принятие своего ребёнка” |
ноябрь |
кл. руководители |
4. |
Круглый стол “Секреты семейной профилактики” |
декабрь |
кл. руководители, социальный педагог |
5. |
Выпуск памяток для родителей “Успехи семейного воспитания” |
декабрь |
кл. руководители |
6. |
Поход в лес совместно с родителями и детьми. |
январь |
кл. руководители |
7. |
Урок семейной любви: «Родительский дом – начало начал» |
январь |
администрация школы кл. руководители |
8. |
«Отец в судьбе ребенка» |
февраль |
кл. руководители |
9. |
«Загляни в мамины глаза» «Мама в судьбе ребенка» |
март |
кл. руководители, педагог организатор |
10 |
«Ребенок – это праздник, который пока со мной» |
апрель |
кл. руководители, социальный педагог |
11 |
«Какие мы родители?» |
май |
кл. руководители |
12 |
«Любовь в нашем доме» |
май |
кл. руководители |
Заключение
Вывод: зачастую то, что значимо для взрослых в воспитании их детей, совершенно не значимо для самого ребёнка. Всё это приводит к тому, что взрослые и дети никак не могут понять друг друга, и это сказывается на их взаимоотношениях и реальных результатах семейного воспитания. Одна из главных проблем, которая поднимается детьми, - это проблема взаимопонимания. И детям, и взрослым необходимо, чтобы их не только слушали, но и слышали, не только принимали, но и поддерживали и помогали.